При решении стратегических задач мы получаем поток решений. Если решение не единственное, возникают стратегические альтернативы. Тогда необходимо делать выбор. Этот выбор лежит одновременно в пространстве возможностей и пространстве рисков. Видение возможностей дает позитивную картину будущего. Понимание угроз создает пугающий образ будущего. Видение будущего имеет светлую и темную стороны, но мы выбираем не их. Мы выбираем тот стратегический шаг, который нужно сделать сейчас. Сделав этот шаг, мы увидим, что мир изменился.



Нейронаука о принятии решений

          
В последнее время очень популярна книга Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро». Он говорит о двух системах принятия решений. Как можно с этих позиций различать операционные и стратегические решения? Одинаков ли механизм принятия повседневных и стратегических решений?

– Достижения современной нейронауки привнесли много новых идей в сферу принятия решений. Прежде, чем говорить о двух системах принятия решений, хочу напомнить основы структурных представлений об устройстве мозга. Если использовать эволюционные представления о структуре мозга, то было бы точнее говорить о трех системах. На уровне рептильного мозга - это все решения по обеспечению жизнедеятельности. На уровне лимбической системы – это все решения, которые являются следствием быстрой эмоциональной реакции на ситуацию. Неокортекс – это система, с которой мы связываем осознаваемый процесс мышления и принятия решений.

В 60-х годах 20 века Пол Маклин предложил рассмотреть развитие мозга с точки зрения эволюции Чарльза Дарвина, сопоставив эволюционные периоды с формированием мозга. Он выделил рептильный мозг, который контролирует основные функции организма, и связал его с периодом эволюционного развития рептилий. Вместе с появлением млекопитающих сформировалась лимбическая система, которая регулирует процессы взаимодействия с внешней средой.

Здесь рождаются эмоции. Последней сформировалась кора головного мозга (неокортекс), которая управляет когнитивным поведением. Естественно, что это очень упрощенный взгляд на устройство нашего мозга, своеобразная метафора, которая позволяет сформировать базовые представления о нашем мышлении.

Можно согласиться, что таким образом складывалось развитие мозга в процессе эволюции. Но это линейная интерпретация развития, игнорирующая возникновение обратных связей.
Вместе с возникновением лимбической системы как новой структуры должны возникнуть прямые и обратные связи между рептильным мозгом и лимбической системой. Аналогичные связи должны возникнуть между корой головного мозга и лимбической системой. Это означает, что возникновение эмоций должно вызывать активность коры и, наоборот, активность коры головного мозга должна влиять на состояние лимбической системы.

Иными словами, мы можем не только осознавать собственные эмоции, но осознанно влиять на них.

\Константинов Г.Н., Шиверских М.Р. Тень будущего. Размышления о стратегии\
http://www.time-stream.ru/userfiles/file/Verstka.pdf

Комментарии