ДЛЯ КОНТАКТА С ЧУВСТВАМИ ВАЖНО БЫТЬ В КОНТАКТЕ С ИНТЕЛЛЕКТОМ



Способность «быть в контакте с чувствами» напрямую зависит от способности «быть в контакте с интеллектом», или собственными познавательными способностями. А посему, если вашей способности к познаванию доступна лишь перспектива первого лица, тогда все ваши эмоции будут нарциссичными и эгоцентричными — вот уж где нечем гордиться! 

Вы даже не сможете примерить на себя роль другого — или по-настоящему принять на себя его перспективу и воспринять, что же он в действительности думает, чувствует и переживает (тем самым начав продвижение от своекорыстия к заботе), — без способности, по меньшей мере, к конкретно-операционному мышлению (также известному как «ум правила/роли» из-за своей способности принимать роли и следовать правилам).

Чувства могут осознавать только сами себя; действительное же принятие на себя роли другого, примерка на себя того, каково ему, видение и чувствование его мира так, как он его видит и чувствует, это акт когнитивный и ментальный. Посему нам уж точно не захочется оставить свой интеллект недоразвитым, пока мы пытаемся «дать раскрыться своему сердцу».

Нам следует позволить интеллекту работать совместно с чувствами, чтобы открывать нам всё более глубокие, широкие и высокие перспективы, через которые, в свою очередь, могут расширяться и развиваться всё более возвышенные эмоции.

И снова хочу подчеркнуть: когнитивный интеллект необходим, но не достаточен для эмоционального интеллекта. Поэтому, даже если мы и ценим чувства превыше всего и желаем «исходить в своей жизни из воплощённого сердца», давайте запомним, что в процессе важно не отбрасывать интеллект. В противном же случае мы просто будем лишать самих себя возможности испытать полную глубину наших чувств и эмоций.

— Кен Уилбер, «Интегральная медитация» (2016; пер. с англ.: Е. Пустошкин, www.holoscendence.rueroskosmos.org;

Комментарии