Как найти будду? Дзенское определение истины.


Вопрос: Как найти будду?


Ошо: Есть два признака — искренность и милосердие. Подсказкой вам будет его сострадание, его беспричинная, льющаяся через край любовь.Если вы сможете найти человека, исполненного люб­ви... помните те слова: «Один взгляд на истинного чело­века, и вы влюблены». Вы сами становитесь любовью. Если вы сможете найти человека, исполненного любви, не упустите свой шанс. Он — дверь, войдите в него. И вы найдете искренность.Запомните: искренность не означает серьезность.

Искренность — это правдивость, это подлинность. Но как определить: является человек подлинным, правдивым или нет? Нужно запомнить лишь одно: истина парадок­сальна. Только неправда бывает последовательной. Если вам встретится очень последовательный человек, бегите от него, поскольку это означает, что он просто философству­ет. Он еще ничего не пережил, он неискренний человек. Искренний человек просто говорит то, что есть, — противоречиво это или нет, последовательно или нет, для него не имеет значения.

Запомните дзенское определение истины: «Истина есть то, противоположность чего тоже истинна». Поэтому искренний человек неизбежно будет парадоксальным. Именно этого вы, как правило, не понимаете. Сталкиваясь с парадоксом, вы думаете: «Это непоследовательный че­ловек, как он может говорить истину?» Вы убеждены, что истина должна быть последовательной, и это мешает вам найти будду. Вместо этого вы попадаете в ловушку логиков, философов, мыслителей.

Будда по сути своей, в своей основе — парадокс, по­скольку он видит истину во всей ее полноте и целостности. А целое всегда парадоксально. Целое включает в себя и то, и другое: день и ночь, любовь и медитацию. Целое вклю­чает в себя то и это, видимое и невидимое. Целое — это и рождение, и смерть, и в то же время — ни то, ни другое. Целое означает, что все сущее настолько сложно и много­гранно, что о нем невозможно сказать ничего последова­тельного. Приходится постоянно себе противоречить.

Если вы сможете найти противоречивого человека, возможно, вы окажетесь рядом с тем, кто знает. Истина — это то, противоположность чего тоже истинна.Ищите искренность при помощи парадокса. Будда на­столько искренен, что готов стать непоследовательным. Его искренность такова, что он готов к тому, что его назовут сумасшедшим. Его искренность такова, что он не пытается убедить вас при помощи логики. Он не торговец. Он не со­бирается вас убеждать. Он просто говорит то, что есть, — убедительно это или нет, вам решать. Он совершенно не заинтересован в том, чтобы вам что-то навязывать. Он готов помочь вам, но не собирается ни к чему вас склонять.

А что такое милосердие? Это не жалость. Будды не жалеют вас, так как жалость исходит из эго. Они мило­сердны, они сострадательны — а это большая разница…

Когда вы встречаете милосердного человека, помните: его цель — пробудить вас. Он не сентиментален, он не будет плакать вместе с вами, он буден объективен и научен. Но он вам сочувствует, он любит вас и хочет вам помочь. И только он может вам помочь. Сентиментальные люди и весь их сентиментальный вздор не помогут. Если бы они могли помочь, вы были бы уже спасены.

Поэтому, когда вам встретится искренний человек, человек парадоксальный, правдивый, которого интере­сует истина и только истина... Даже если он покажется противоречивым, он готов — он не исказит истину ради того, чтобы быть последовательным. Его волнует только то, как помочь людям стать бдительными и осознанны­ми — даже если иногда требуются жестокие методы, он готов их использовать. Вот каков человек сострадания и искренности.Только сострадающий и искренний человек может быть мастером. Избегайте тех, кто успокаивает вас. Следуйте за теми, кто готов вас разрушить — потому что, только когда вы разрушены, рождается Бог.

отрывок из книги Ошо "Будь проще. Беседы о дзен-буддизме"

Комментарии